Бочарова Яна Анатольевна

Должность: Педагог-психолог

Образование: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, факультет Психологии, 2006 г.

Общий стаж работы по профессии: 14 лет

Стаж педагогической работы в организации: 5 лет

Карьера: – МУ «ЦИОМСИ», гласный специалист подразделения, психолог-консультант, 2006-2015г.

– ГОБУ ЯО «Школа-интернат №6» с 2015 г.

Категория: 1 квалификационная категория

Особенности профессиональной деятельности:

– системность, целостность, индивидуальный подход, ориентация на личность ребенка.

Образовательные технологии, используемые в работе
Используемые современные образовательные технологии Цель использования технологии Результат

применения технологии

Здоровьесберегающие технологии Обеспечение обучающихся возможностью сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений, навыков и установок на здоровый образ жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие навыков управления своим эмоциональным, физическим состоянием и снятия мышечных зажимов. Улучшения телесного и душевного самочувствия, расслабление, саморегуляция. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет стабилизировать функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Применение данной технологии помогает формировать ответственное и бережное отношение к состоянию своего здоровья, снимать психоэмоциональное напряжение, выводить ребенка из состояния тревоги и стресса, расслаблять, снимать телесные зажимы, поднимает тонус и настроение.
Информационные технологии Качественное проведение диагностики. Повышение учебной и познавательной мотивации через более наглядную и доступную, интересную подачу информации. Повышение эффективности образовательного процесса и результативности обучения, а также обеспечение возможности профессионального самообразования и развития. Применение информационных технологий дает возможность для профессионального роста педагога и обмена опытом с коллегами, ознакомления с актуальными разработками в области своей профессии. Дает возможность подбора и использования качественного дидактического материала, разнообразить виды учебной деятельности на занятиях. Использование на занятиях современных технических средств  позволяет сделать процесс обучения наиболее интересным и привлекательным для всех категорий детей, лучше усваивать информацию через яркость, увлекательность и визуализацию процесса.
Игровые технологии Повышение познавательного интереса на фоне эмоционального подъема, стимулирование детей к учебному процессу. Развитие и гармонизация личности ребенка, улучшение психологического состояния через создание ситуаций успешности и комфортности. Коррекция речевых нарушений, помощь в адаптации и социализации. Данная технология решает целый спектр задач, включая психокоррекцию и психопрофилактику. Индивидуальные и групповые техники, предполагающие использование кукол, игрушек, конструктора и прочего, основанные на активной работе воображения, помогают гармонизировать личность ребенка, помогают успешной адаптации и социализации детей. Игра является одним из самых доступных способов освоения мира и отношений в нем для детей с особенностями развития. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Технология уровневой дифференциации Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Технология разноуровнего (дифференцированного) обучения позволяет обучить каждого на уровне его возможностей. Никто из учащихся не остается без внимания учителя, все выполняют посильную задачу, усваивают материал на доступном уровне.
Диалоговые технологии Создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой обучающиеся забывают об условностях, мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях. Развитие диалоговой культуры обучающегося способствует обогащению опыта творческой деятельности, коммуникативной компетентности, толерантных отношений воспитания школьников.
Личностно-ориентированные технологии. Обеспечение комфортных условий для развития и реализации потенциала каждого ребенка. При ориентации на личность ребенка во время работы, мы обеспечиваем комфортные, бесконфликтные, безопасные условия для него как в школе, так и в семье, что способствует максимальной возможной реализации имеющихся природных потенциалов учащегося.
Арт-терапевтические технологии. Раскрытие внутреннего потенциала ребенка, помощь в борьбе с рядом психологических проблем (травм, страхов, внутренних конфликтов, тревожности, депрессивных состояний). Снижение психоэмоционального напряжения, расслабление, развитие навыков конструктивного выражения эмоций и формирование эмоционального интеллекта.

Развитие воображения, повышение самооценки, уверенности в себе.

Данные технологии развивают способности к произвольной регуляции деятельности через снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания. Погружение в творчество позволяют терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне, имеет хороший эффект при депрессиях, тревожности, страхах. Применение арт-терапевтических технологий способствует формированию у обучающихся уверенности в себе, коррекции психоэмоционального состояния, развитию коммуникативных навыков, умению распознавать и грамотно выражать свои эмоции. Способствует развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики, речи, познаватльных функций, а также творческого потенциала.
Технологии проблемного обучения Технологии проблемного обучения способствуют приобретению новых знаний, умений и навыков, освоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей. В результате применения в учебной деятельности проблемных ситуаций и организации активной самостоятельной работы обучающихся по их разрешению происходит творческое овладение

знаниями, умениями, навыками, развиваются

мыслительные способности.

Технологии дистанционного обучения Успешное освоение образовательных программ вне зависимости от  возможности физического присутствия обучающихся в школе. Применение дистанционных технологий в образовательном процессе дает возможность использовать вспомогательный материал для обучения, а также возможность заниматься в удобное время, качественно прорабатывать материал в комфортном для обучающегося темпе и таким образом повышать мотивацию к учебной и познавательной деятельности.
Повышение квалификации
  1. «Профессиональное сопровождение принимающих семей», 2015 – 2016 год, 72 часа
  2. «Технология профайлинга в профилактической работе преподавателей ОБЖ, психологов, социальных педагогов», 2016 год, 14 часов.
  3. «Реализация ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью», 2016 год, 72 часа.
  4. «Актуальные вопросы развития региональной системы образования» («Использование альтернативных средств коммуникации при работе с детьми с ОВЗ»), 2017 год, 72 часа.
  5. «Профессиональный стандарт педагога-психолога: психологическое сопровождение детей с ОВЗ; с трудностями в обучении, развитии и социальной адаптации», 2017 год, 72 часа.
  6. «Методы диагностического обследования детей с РАС», 2018 год, 8 часов.
  7. «Социально-психологические технологии работы с обучающимися, имеющими девиантное поведение», 2018 год, 16 часов.
  8. «Оказание психолого-педагогической помощи родителям», 2019 год, 36 часов.
  9. «Организация работы со школьниками с ТМНР: игра, развитие саморегуляции, обучение», 2019 год, 16 часов.
  10. «Применение информационных технологий в работе педагога», 2020 год, 48 часов.
  11. Специальное (дефектологическое) образование, Олигофренопедагогика и олигофренопсихология, 2020 год, 680 часов 
Проведенные открытые занятия
Тема открытого урока, занятия, мероприятия, мастер – класса.
1 Занятие для подростков группы риска «Токсикомании – НЕТ» с демонстрацией опыта.
2 Занятие для подростков группы риска «Тяжелые последствия легкого алкоголя».
3 Занятие для подростков группы риска «Бросай курить» с демонстрацией опыта с «курящей куклой».
4 Мероприятие «Знать, чтобы жить», посвященное проблеме распространения ВИЧ/СПИДа.
5 Психокоррекционное занятие для детей с легкой умственной отсталостью на тему «Транспорт».
6 «Влияние привязанности и родительской депривации на дальнейшее состояние формирования личности ребенка», занятие для родителей по программе «Мы вместе».
7 «Путешествие в волшебную страну». Подгрупповое занятие с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
8 Занятие с применением арт-терапевтических техник для родителей «Архетип сезонности». Стадии переживания горя.
9 «Эмоциональное выгорание. Формирование чувства доверия и поддержки внутри группы участников занятий», занятие для родителей по программе «Мы вместе».
10 «Релаксационное занятие в темной сенсорной комнате, направленное на снятие психоэмоционального напряжения. Обучение приемам и методам саморегуляции своего эмоционального состояния», занятие для родителей по программе «Мы вместе».
11 «Повышение уровня родительских компетенций в сфере развития и воспитания детей с ОВЗ и ментальными нарушениями. Восполнение теоретических знаний родителей в сфере возрастной и коррекционной педагогики и психологии», занятие для родителей по программе «Мы вместе».
12 Психокоррекционное занятие для детей с легкой умственной отсталостью на тему «Деревья».
13 Занятие с применением арт-терапевтических техник для родителей «Проекция своего внутреннего состояния». Работа с пластилином/тестом.
14 «Работа над самооценкой. Выявление трудностей. Коррекция состояний», занятие для родителей по программе «Мы вместе».
15 «Решение примеров и задач в пределах 20 без перехода через десяток». В рамках декады инклюзивного образования.
16 «Мастер-класс для родителей по изготовлению дидактических, развивающих, полисенсорных игр и пособий для работы с детьми в домашних условиях».
17 «Мониторинг эмоционального состояния родителей после завершения участия в программе «Мы вместе». Рефлексия», занятие для родителей по программе «Мы вместе».
18 Групповое занятие по развитию психомоторики у детей с умеренной умственной отсталостью «Удивительная весна».
Социальное партнерство
Социальный партнер Результат
Канистерапия (метод реабилитации со специально обученной собакой) Коррекция эмоционально-волевой сферы, снятие психоэмоционального напряжения, установление контакта с животным.
Ярославский зоопарк Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия детей с ОВЗ с окружающим миром, который способствует как психической, так и социальной реабилитации.
Музей «Музыка и время» Коррекция эмоционально-волевой сферы, социальная адаптация детей.
Ярославский выездной планетарий. Социальная адаптация детей.
МОУ ДО ЦДТ «Витязь». Социальная адаптация детей. Повышение самооценки. Развитие коммуникативных навыков.
Контактный зоопарк «Крошка-енот» Коррекция эмоционально-волевой сферы, снятие психоэмоционального напряжения, установление контакта с животными.
Ярославский цирк Коррекция эмоционально-волевой сферы, социальная адаптация детей, интеграция в общество.
Ярославский дельфинарий Cоциальная адаптация детей, снятие психоэмоционального напряжения, интеграция в общество.
Детский город профессий «Кидбург» Формирование начальных представлений о профессиях. Социальная адаптация, интеграция в общество.
МАУ ДК «Энергетик» Социальная адаптация детей, интеграция в общество, сохранение и укрепление здоровья детей.
МОУ ДО ЦДТ «Витязь» Социальная адаптация детей, использование навыков социального партнерства для личностного гармоничного развития.
Публикации и статьи
Вид публикации, название Выходные данные публикаций

Сайт профильного издательства

1 Статья РИНЦ.  «Исследование готовности родителей (законных представителей), воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, взаимодействовать со школой для совместного преодоления трудностей, путем формирования необходимых компетенций и целесообразности такого взаимодействия». Создание безбарьерной образовательной среды для детей с ОВЗ: материалы межрегиональной видеоконференции в рамках Декады инклюзивного образования Ярославской области. — 2019: / под общ. ред. Л. С. Русановой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 122 с.. http://www.iro.yar.ru/index.php?id=188
2 Статья. «Результаты исследования запросов родителей (законных представителей), обучающихся с ментальными нарушениями на получение знаний и формирование компетенций в области образования и воспитания детей». Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей «Взаимодействие: дети, родители, специалисты, общество», Москва 2019, http://detivokrug.ru/biblioteka/40-knigi/1070-vzaimodeistvie-deti-roditeli-spetcialisty-obshchestvo
3 Статья. «Об основных и значимых направлениях сотрудничества педагога-психолога с родителями (законными представителями) детей (из опыта специалиста Ярославской школы-интернат №6)». Сборник материалов: Профессиональные ценности и этика профессионального сообщества в работе специалиста семейного устройства. Специалист и семья: такое разное взаимодействие. Москва. http://detivokrug.ru/biblioteka/40-knigi/1079-professionalnye-tsennosti-i-etika-professionalnogo-soobshchestva-v-rabote-spetsialista-semejnogo-ustrojstva
4 Статья. «Полисенсорные игры, как средство развития детей с ментальными нарушениями». Материал размещен на официальном сайте Инфоурок.рф https://infourok.ru/statya-na-temu-polisensornye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-detej-s-mentalnymi-narusheniyami-4486220.html
5 Конспект занятия тему: «Удивительная весна» с обучающимися начальной школы с умеренной степенью умственной отсталости». Материал размещен на официальном сайте Инфоурок.рф https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-psihologa-na-temu-udivitelnaya-vesna-s-obuchayushimisya-nachalnoj-shkoly-s-umerennoj-stepenyu-umstvennoj-otst-4486211.html
6 Конспект занятия тему: «Деревья» с обучающимися начальной школы с легкой степенью умственной отсталости. Материал размещен на официальном сайте Инфоурок.рф https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-psihologa-na-temu-derevya-s-obuchayushimisya-nachalnoj-shkoly-s-legkoj-stepenyu-umstvennoj-otstalosti-4486156.html
7 Конспект занятия тему: «Транспорт» с обучающимися начальной школы с легкой степенью умственной отсталости. Материал размещен на официальном сайте Инфоурок.рф https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-psihologa-na-temu-transport-s-obuchayushimisya-nachalnoj-shkoly-s-legkoj-stepenyu-umstvennoj-otstalosti-4486175.html
8 Статья. «Особенности развития и поведения детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости» Материал размещен на официальном сайте Инфоурок.рф https://infourok.ru/statya-na-temu-osobennosti-razvitiya-i-povedeniya-detej-s-umerennoj-i-tyazheloj-stepenyu-umstvennoj-otstalosti-4486191.html
9 Статья. «Школа будущего первоклассника» как одна из форм работы с детьми с ментальными нарушениями. «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья». Электронное издание материалов всероссийской видеоконференции с международным участием в рамках дискуссионной площадки «Педсовет 76.РФ».  Материал размещен на сайте ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. http://www.iro.yar.ru/index.php?id=188

Статьи:

Участие в деятельности научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров
Название мероприятия Дата мероприятия Тема выступления.
1 Семинар для учителей и воспитателей школы-интернат. 21.10.16 г. «Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовательных учреждениях».
2 Педагогический совет «Анализ готовности коллектива к работе по ФГОС для детей с ОВЗ». 30.09.2016 Выступление по опыту прохождения курсов повышения квалификации по теме: «Реализация ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»
3 Семинар для учителей и воспитателей школы-интернат по проблеме школьной адаптации. 09.10.16 г. «Как помочь пятикласснику?».
4 Практический семинар для учителей и воспитателей школы-интерната. 03.11.16 г. «Особый ребенок».
5 Региональный межведомственный семинар «Технологии разрешения конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних в семье и социуме», участник секции «Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних через формирование здоровой картины мира с помощью инновационных развивающих технологий». 9.12.2016 Сертификат участника
6 Практический семинар для педагогов и воспитателей школы-интернат. 14.12.17 г. «Конфликты: взрослые и дети (учитель-ученик)».
7 Межрегиональная научно-практическая конференция «Воспитание личности в условиях современной России: от ценностных оснований к практике повседневности». 23-24 марта 2017 Сертификат участника
8 Участник Международного форума «Евразийский образовательный диалог». 25-26 апреля 2017 Сертификат участника
9 Итоговая региональная конференция «Актуальные вопросы развития образования в Ярославской области: итоги 2017 года», «Средства альтернативной и дополнительной коммуникации для неговорящих детей с УО и РАС с использованием системы PECS», ГАУ ДПО ЯО ИРО. 13.12.2017 Сертификат участника
10 Семинар для педагогов школы-интернат. 28.12.2017 «Психологический комфорт на уроке».
11 Педагогический совет «Особенности обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 1.02.2018 «Основные направления работы психолога с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».
12 Педагогический совет. «Актуальные вопросы развития системы образования». 30.08.2018 «Работа с семьей, как актуальное направление деятельности психологической службы образовательного учреждения».
13 Всероссийский научно-практический семинар «Методы диагностического обследования детей с РАС». 17.10.2018 Сертификат участника
14 Региональный информационно-методический семинар «Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития», ГАУ ДПО ЯО ИРО. 23.10.2018 «Сенсорное развитие детей с ТМНР, как одно из основных направлений работы педагога-психолога».
15 Педагогический совет «Организация взаимодействия школы и семьи как условие обеспечения планируемых образовательных результатов». 31.01.2019  «Результаты исследования запросов родителей (законных представителей) обучающихся на получение знаний и компетенций в области образования и воспитания детей».
16 Федеральный онлайн-марафон для тех, кто связан с детьми с ОВЗ, АНО ДПО «ОЦ Каменный город». С 11.02.2019 по 18.02.2019 Сертификат участника
17 Международная научная конференция «Чтения Ушинского». 5-6 марта 2019 Сертификат участника
18 Межрегиональная научно-практическая конференция «Современное воспитание: смыслы, цели, образы» 25,26 марта 2019 Сертификат участника
19 Круглый стол по вопросам обучения детей с интеллектуальными нарушениями в рамках декады инклюзивного образования, ГАУ ДПО ЯО ИРО. 4.04.2019 «Особенности развития и поведения детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости».
20 Педагогический совет. «Анализ работы. Планирование работы на 2019-2020 учебный год». 6.06.2019 «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ».
21 Региональная стажировочная площадка ППК «Оказание психолого-педагогической помощи родителям», ГАУ ДПО ЯО ИРО. 21.05.2019 «Результаты исследования запросов родителей (законных представителей) обучающихся на получение знаний и компетенций в области воспитания и образования детей».
22 Научно-практическая конференция в рамках 14-го Международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «В кругу семьи». С 7.07 по 13.07.2019 Сертификат участника
23 Вебинар по проекту «Поддержка семей, имеющих детей». 20.09.2019 Сертификат участника
24 Педагогический совет «Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 14.11.2019 «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью, РАС, ТМНР»
25 Семинар в рамках курсов повышения квалификации «Оказание психолого-педагогической помощи родителям», стажировочная площадка ППК ГАУ ДПО ЯО ИРО. 15.11.2019 «Результаты исследования и анализа трудностей, с которыми сталкиваются родители, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями. Готовность сотрудничества родителей со школой для решения возникающих проблем».
26 Региональный семинар «Минимизация социальных рисков, детского эмоционального неблагополучия и проявлений социальных девиаций» в рамках реализации базовой площадки ГАУ ДПО ЯО ИРО «Создание условий для психологического благополучия воспитанников детского дома». 21.11.2019 Участник
27 Семинар в рамках курсов повышения квалификации «Оказание психолого-педагогической помощи родителям», стажировочная площадка ППК ГАУ ДПО ЯО ИРО. 12.12.2019 «Результаты исследования и анализа трудностей, с которыми сталкиваются родители, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями. Готовность сотрудничества родителей со школой для решения возникающих проблем».
28 Педагогический совет «Внедрение ФГОС. Образование обучающихся с умственной отсталостью в 10-х классах. Обобщение опыта организации и реализации образовательного процесса». 13.03.2020 «Уровень удовлетворенности родителей предоставленными образовательными услугами».
29 Региональный вебинар: «Создание полисенсорной развивающей среды в коррекционной работе с детьми с ОВЗ», ГАУ ДПО ЯО ИРО. 2.06.2020 «Полисенсорные игры, как средство развития детей с ментальными нарушениями».
30 Ежегодная межрегиональная конференция БФ «Здесь и сейчас», «Специалист в семейном устройстве: профессиональный путь и развитие». 2.09.2020 Сертификат участника
31 Вебинар «Использование спортивного инвентаря на занятиях АФК с детьми с ОВЗ». 10.09.2020 Сертификат участника
32 Вебинар «Автономия приемной семьи: этический, психологический и правовой аспект», организатор РЦ БФ «Здесь и сейчас». 12.09.2020 Сертификат участника
33 Вебинар: «Игры на развитие внимания с детьми с ОВЗ». 17.09.2020 Сертификат участника
34 Вебинар: «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ». 24.09.2020 Сертификат участника
35 Вебинар: «Методические рекомендации по организации занятий АФК для детей с задержкой психического развития». 1.10.2020 Участник
36 Вебинар: «Методы и приёмы индивидуальной и групповой работы с детьми раннего возраста». 20.10.2020 Участник
37 Вебинар: «Организация работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних с разъяснением факторов риска, поведенческих проявлений, алгоритма собственных действий». 23.10.2020 Участник
38 Вебинар «Современная семья: формирование пространства уважения, понимания и любви». ГАУ ДПО ЯО ИРО. 22.10.2020 «Организация сотрудничества специалистов ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат №6» с родителями».
Участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах
Название конкурса, олимпиады Год участия Результат участия
1 Всероссийская олимпиада СМИ «ФГОС соответствие». “ФГОС соответствие” ЭЛ No ФС 77-71915 от 13.12.2017

«Психология детской агрессии».

2020 год Победитель, 2 место

Диплом № 2299704

https://фгос-соответствие.рф/

2 Всероссийская олимпиада «ФГОС соответствие». СМИ “ФГОС соответствие” ЭЛ No ФС 77-71915 от 13.12.2017

«Психолого-педагогическая компетентность педагога в условиях реализации требований ФГОС».

2020 год Победитель, 1 место

Диплом № 2299716

https://фгос-соответствие.рф/

3 Всероссийская олимпиада «ФГОС соответствие». СМИ “ФГОС соответствие” ЭЛ No ФС 77-71915 от 13.12.2017

«Общие вопросы коррекционной педагогики».

2020 год Победитель, 1 место

Диплом № 2301507

https://фгос-соответствие.рф/

4 Всероссийская олимпиада «Педагогический успех», СМИ ЭЛ No ФС 77-64210 от 25.12.2015.

«Психолого-педагогическая компетентность педагога в соответствии с ФГОС».

2020 год Победитель, 1 место

Диплом № 2330860

https://педагогический-успех.рф/

5 Региональный конкурс методических разработок молодых педагогов «Палитра методических идей». 2020 год Победитель, 2 место
6 Региональный конкурс методических разработок  молодых педагогов-психологов «Психолог будущего». 2020 год Сертификат участника

Песочная терапия:


Светлая сенсорная комната:


Темная сенсорная комната:


Занятия в сенсорном саду:


Занятия в классе: