Рекомендации педагога-психолога родителям

по взаимодействию с «особенными» детьми

(с ментальными нарушениями, с ОВЗ, со сложной структурой дефекта)

* Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Это делает его беспомощным.

* Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

* Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Всегда помните, что развитие вашего ребенка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным и нуждающимся в вашей любви и заботе.

* Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним. Предоставьте ребенку больше возможностей для самостоятельности. Хвалите за проявление любой инициативы и самостоятельности. Это способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях.

* Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Старайтесь не просто запрещать что-то, а доходчиво объяснять, почему именно. Старайтесь говорить с ребенком сдержанно и спокойно.

* Чаще разговаривайте с ребёнком. Ограничьте просмотр телевизора, игры на компьютере, планшете, телефоне. Замените это совместной игрой, рисованием, прогулками. Больше читайте вместе – это успокаивает и развивает ребенка.

* Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. Но всегда контролируйте, направляйте это общение. Ребенок часто еще не осознает свои границы, не может себя защитить. Во время игры постарайтесь ограничить ребенка одним партнером.

* Чаще прибегайте к советам педагогов, психологов, медиков. Не избегайте медикаментозного лечения. Лекарства созданы для облегчения жизни ребенка, а зачастую без них возможно серьезное ухудшение физического и психического состояния.

* Общайтесь с семьями, где есть дети с похожими диагнозами. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

* Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Старайтесь развивать у него полезные социально-бытовые навыки. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

* Старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, так, чтобы время приема пищи, прогулка, занятия, сон соответствовали этому распорядку постоянно.

* По возможности избегайте мест большого скопления людей, которые оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и гиперактивности.

* Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны занятия спортом, прогулки, игры на свежем воздухе.

* Проявляйте понимание и деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении ребенка. Постоянно учитывайте особенности ребенка. Старайтесь увидеть мир с его позиции.

* Помогайте ребенку находить свою точку зрения в различных ситуациях и не игнорируйте его чувства и эмоции. Каждый ребенок является уникальной личностью. В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, подержать и развивать.

* Выражайте свое недовольство отдельными действиями, а не ребенком в целом. («В этот раз ты не старался, я расстроена твоей плохой работой» вместо «Ты неумеха и лентяй, так и знала, что ты опять все сделаешь плохо»).

* Доброжелательных обращений должно быть больше. Постарайтесь для себя зафиксировать, сколько раз за день вы обращаетесь к ребенку с критикой и нравоучениями, а сколько просто так, чтобы рассказать что-то интересное, поделиться мыслями. Сколько раз вы похвалили ребенка за день или сказали ему что-то доброе? Ребенку очень важно слышать от близких взрослых позитивную оценку его действий

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с особенностями будут обязательно вознаграждены.