Логопедическое сопровождение

Логопедическое сопровождение, входящее в систему психолого – педагогического сопровождения, необходимо для полноценной компенсации и социализации умственно отсталых детей. Оно направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

При обучении данной категории детей логопедическое сопровождение осуществляется с момента поступления ребенка в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов.

Цели и задачи логопедической работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью Цели и задачи логопедической работы с обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и с ТМНР
Цель – предупреждение, выявление и
устранение речевых нарушений
Цель – формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных).
Задачи:
· формировать и развивать различные
виды устной речи на основе обогащения
знаний об окружающей
действительности;
· обогащать и развивать словарь, уточнять
значение слова, развивать лексическую
системность, формировать
семантические поля;
· развивать и совершенствовать
грамматический строй и связную речь;
· корректировать недостатки чтения и
письма.

Задачи:
· создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
· обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению; · учить понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;
· формировать предпосылки развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью;
· учить поддерживать зрительный контакт с говорящим, реагировать на обращение к нему;
· привлекать внимание к эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;
· формировать у детей невербальные формы коммуникации; · развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
· обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
· учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своем состоянии, выражении просьб и др.
· учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;
· создавать у детей предпосылки к развитию самостоятельной устной речи;
· развивать звуковую культуру речи;
· учить понимать и выполнять простейшие инструкции;
· развивать слуховое внимание и восприятие;
· развивать общие речевые навыки (дыхание, артикуляция);
· учить ребенка участвовать в беседе, специально организованной педагогом.

Логопедическая работа имеет под собой методологические и психологические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

Специфика организации логопедической работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Логопедическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:

Содержание и организация образовательного процесса имеют свою специфику:

1. Систематичность проведения занятий.

2. Комплексность (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений).

3. Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую). Логопедическая работа осуществляется с максимальным использованием различных анализаторов и с учетом особенностей межанализаторных связей, учетом психомоторных особенностей детей, использование максимальной и разнообразной наглядности.

4. Опора на сохранные звенья нарушенной функции;

5. Дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

6. Эмоциональный фон совместной деятельности: создание на занятиях эмоционально – комфортной психологической обстановки.

7. Знание особенностей речевого развития и умение создать специальную среду для стимулирования речи.

8. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики в занятия включаются упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики, фоноритмики, применение элементов Су-джок терапии.

9. Поэтапное формирование умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности.

10. Учет зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда.

11. Доступность материала, частая повторяемость логопедических упражнений с включением элементов новизны по содержанию и по форме (усложнение одного и того же задания происходит постепенно).

12. Постоянное использование полученных навыков в самых разных ситуациях.

13. Частая смена видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

14. Тщательная дозировка заданий и речевого материала.

15. Сниженный темп работы и более длительные сроки.

16. Необходимость сочетания четкого планирования занятия с гибкостью его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

17. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя и родителей