Логопедическое сопровождение
Логопедическое сопровождение, входящее в систему психолого – педагогического сопровождения, необходимо для полноценной компенсации и социализации умственно отсталых детей. Оно направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.
При обучении данной категории детей логопедическое сопровождение осуществляется с момента поступления ребенка в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов.
Цели и задачи логопедической работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью | Цели и задачи логопедической работы с обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и с ТМНР |
Цель – предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений | Цель – формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных). |
Задачи: · формировать и развивать различные виды устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности; · обогащать и развивать словарь, уточнять значение слова, развивать лексическую системность, формировать семантические поля; · развивать и совершенствовать грамматический строй и связную речь; · корректировать недостатки чтения и письма. | Задачи: · создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни; · обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению; · учить понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей; · формировать предпосылки развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью; · учить поддерживать зрительный контакт с говорящим, реагировать на обращение к нему; · привлекать внимание к эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям; · формировать у детей невербальные формы коммуникации; · развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств; · обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.) · учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своем состоянии, выражении просьб и др. · учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением; · создавать у детей предпосылки к развитию самостоятельной устной речи; · развивать звуковую культуру речи; · учить понимать и выполнять простейшие инструкции; · развивать слуховое внимание и восприятие; · развивать общие речевые навыки (дыхание, артикуляция); · учить ребенка участвовать в беседе, специально организованной педагогом. |
Логопедическая работа имеет под собой методологические и психологические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- принцип соблюдения интересов ребенка – определение позиции специалистов, которые призваны решать проблему ребенка с максимальной пользой для него и в его интересах;
- принцип системности – рассмотрения ребенка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип вариативности, создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;
- принцип непрерывности – проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменения в их личности;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;
- принцип сотрудничества с семьей, признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество;
- принцип рекомендательного характера оказания помощи, соблюдение гарантированных законодательством РФ прав родителей (законных представителей) обучающихся, защищающий законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) всех вопросов, касающихся организации образовательного процесса.
Логопедическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:
- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса;
- в форме специально организованных занятий.
Содержание и организация образовательного процесса имеют свою специфику:
1. Систематичность проведения занятий.
2. Комплексность (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений).
3. Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую). Логопедическая работа осуществляется с максимальным использованием различных анализаторов и с учетом особенностей межанализаторных связей, учетом психомоторных особенностей детей, использование максимальной и разнообразной наглядности.
4. Опора на сохранные звенья нарушенной функции;
5. Дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.
6. Эмоциональный фон совместной деятельности: создание на занятиях эмоционально – комфортной психологической обстановки.
7. Знание особенностей речевого развития и умение создать специальную среду для стимулирования речи.
8. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики в занятия включаются упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики, фоноритмики, применение элементов Су-джок терапии.
9. Поэтапное формирование умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности.
10. Учет зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда.
11. Доступность материала, частая повторяемость логопедических упражнений с включением элементов новизны по содержанию и по форме (усложнение одного и того же задания происходит постепенно).
12. Постоянное использование полученных навыков в самых разных ситуациях.
13. Частая смена видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.
14. Тщательная дозировка заданий и речевого материала.
15. Сниженный темп работы и более длительные сроки.
16. Необходимость сочетания четкого планирования занятия с гибкостью его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.
17. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя и родителей.