Психологическое сопровождение

Деятельность психологической службы ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат №6» направлена на организацию психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья: на обеспечение психологической реабилитации, адаптации, компенсации и развития воспитанников.

Цели и задачи работы

Цель – обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации и овладения знаниями обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Охрана здоровья и развития личности детей, повышение психологической культуры их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Поставленная цель достигается посредством реализации следующих задач:

  • Определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психологическом состоянии.
  • Развитие познавательной, эмоционально-личностной и социальной сферы жизни и самосознания обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями.
  • Создание условий для активного усвоения и использования школьниками и педагогами социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.
  • Повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы-интерната, работа с детьми группы-риска.
  • Привлечение родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении детей.
Направления работы

Работа психологической службы в учреждении ведется по следующим направлениям:

1. Психологическая диагностика.

В начале и в конце учебного года со всеми обучающимися проводится психологическая диагностика с целью получения объективных данных о состоянии психических процессов и всех сфер развития детей, а также для возможности сравнить результаты до и после проведенной психологической работы педагогов. Диагностика осуществляется путем использования различных психологических методик, а также наблюдения за детьми во время учебной и свободной деятельности, как в группе, так и индивидуально.

2. Психологическая профилактика.

В течении учебного года все педагоги-психологи принимают участие в заседаниях ПМПк. На каждого обучающегося в начале и в конце года подготавливается представление ПМПк, отражающее все особенности ребенка, а также динамику его развития. Совместно с педагогами и специалистами принимается решение о наиболее эффективной форме дальнейшей работы с каждым конкретным обучающимся.

3. Коррекционно-развивающая работа.

В течение учебного года с обучающимися проводится индивидуальная, подгрупповая и групповая коррекционно-развивающая работа. Работа ведется в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, а также состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствует интеллектуальному, личностному, эмоциональному развитию, овладению жизненными компетенциями и адаптации детей в современном социуме.

В рамках взаимодействия с родителями обучающихся создано объединение «Круг сообщества», разработана программа «Мы вместе», в рамках которой проводятся занятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и обучение экспресс-приемам саморегуляции. В основу программы занятий легли релаксационные, арт-терапевтические упражнения, беседы, совместное решение проблемных ситуаций.

4. Консультационная и просветительская деятельность.

Данная работа ведется со всеми участниками образовательного процесса:

  • с воспитанниками
  • с педагогическим составом и специалистами
  • с родителями обучающихся

5. Организационно-методическая деятельность.

В рамках этого направления педагогами-психологами осуществляются следующие виды деятельности:

  • разработка групповых, подгрупповых и индивидуальных программ занятий на каждого обучающегося.
  • оказание помощи учителям начальных классов в составлении СИПРов, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям.
  • ведение текущей документации (журналов посещения занятий и консультационной деятельности, обработка диагностических методик, заполнение диагностических карт, написание характеристик и представлений ПМПк, составление планов, отчетов, графиков, опросников и анкет по запросу администрации, написание аналитических справок по результатам исследований).
  • подготовка презентаций и выступлений на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, дне открытых дверей, совместных мероприятиях по обмену опытом с педагогами других учреждений.
  • обучение на различных курсах повышения квалификации, а том числе на базе Института развития образования.
  • разработка рекомендаций для родителей и педагогов по эффективному взаимодействию с детьми, а также примеров методик и упражнений для домашнего использования с целью коррекции когнитивных процессов детей.
  • изготовление пособий к занятиям и оборудование кабинетов.
  • работа над методической темой, написание и публикация научных статей на сайте учреждения и в печатных изданиях.
  • регулярное участие в научно-практических семинарах, марафонах и конференциях, связанных с обучением и развитием детей с ОВЗ.