Рекомендации по составлению индивидуального плана постинтернатного сопровождения

(для постинтернатных воспитателей по договору о социальной адаптации)

 

30 ноября 2015 года специалисты службы постинтернатного сопровождения «Содействие» обсудили вопрос составления индивидуальных планов сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате совместной работы была еще раз сформулирована цель постинтернатного сопровождения и определены задачи социальной адаптации.

Целью постинтернатного сопровождения является формирование у выпускников ключевых компетенций и навыков, необходимых для независимого проживания и решения основных жизненных проблем, профилактика их социальной дезадаптации.

Индивидуальный план сопровождения и социальной поддержки выпускника – это перечень мероприятий по комплексной помощи выпускнику, направленных на развитие навыков независимого самостоятельного проживания и позитивной социальной ориентации, включающий указания на сроки и лиц, ответственных за их выполнения. Он определяет потребность выпускника в сопровождении, устанавливает цели и методы их достижения, определяет ресурсы, необходимые для поддержки эффективной динамики интеграции выпускника в социум. Любое важное решение в отношении ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот определяется планом постинтернатного сопровождения.

Прежде чем начать разработку плана, необходимо проанализировать индивидуальные проблемы выпускника. Они, как правило, связаны с нарушениями в личностном и социальном развитии таких детей. Этими нарушениями являются:

  1. Нарушения нравственной сферы личности:
  1. Нарушения социальной сферы:
  1. Нарушения интеллектуальной сферы:
  1. Нарушения поведенческой сферы:
  1. Нарушения эмоциональной сферы:

 

     На основании анализа этих нарушений, а также анализа ресурсов и потребностей выпускника можно рекомендовать постановку следующих задач:

Задачи по социальной адаптации

  1. Работа по укреплению правильных жизненных ценностей (таких как ценность человеческой жизни, законопослушность, осознание ценности семьи, уважение к труду, терпимость, развитость чувства патриотизма и гражданской ответственности).
  2. Борьба с иждивенческими установками («это ты сможешь сделать сам»).
  3. Содействие в расширении социально-поддерживающей сети, поиске значимых людей (взрослых и сверстников).
  4. Специальные занятия, лекции, тренинги, мастер-классы по развитию различных адаптационных компетенций.
  5. Постоянный, но ненавязчивый, мягкий контроль.
  6. Трудовое воспитание. Постоянный мониторинг занятости.
  7. Создание ситуаций, требующих ответственности (разнообразные поручения).
  8. Помощь в организации досуга, проведение совместных мероприятий, праздников.
  9. Пресечение попыток манипулирования взрослыми и сверстниками.
  10. Формирование и развитие социально-коммуникативных навыков (умения эффективно пользоваться различными речевыми стилями, правильно, в соответствии с коммуникативной ситуацией, выбирать стиль поведения, владение основами этикета и т.д.).
  11. Формирование и развитие навыков организации собственного быта. Мотивация к соблюдению режима дня, овладению умениями и навыками саморегуляции.
  12. Пропаганда здорового образа жизни. Работа по преодолению вредных привычек.
  13. Поддержка выпускников в решении сложных жизненных ситуаций.
  14. Оказание содействия в реализации социальных гарантий выпускников.
  15. Помощь в определении краткосрочных и долгосрочных жизненных целей.

      Механизмом решения задач является поэтапное сопровождение выпускника. Можно предложить следующий алгоритм деятельности воспитателя по индивидуальному сопровождению:

Шаг  1.  Знакомство с выпускником  (установление контакта)

Шаг 2. Первичная диагностика (соотнесение полученной информации с критериями успешности, оценка сложности стоящих задач, наличия необходимых социальных ресурсов)

Шаг 3. Планирование (разработка плана совместных действий и заключение договора с выпускником)

Шаг 4. Привлечение необходимых ресурсов (центров занятости, психологических и юридических служб и проч.)

Шаг 5. Реализация процесса сопровождения (поиск новых ресурсов, оценка динамики, корректировка  в соответствии с полученными результатами)

Инструментом изменения негативной мотивации и дальнейшей поддержки позитивной мотивации является индивидуальный план постинтернатного сопровождения, который дает четкие рекомендации по достижению жизненных целей выпускника и помогает в решении задач по социальной адаптации.

В зависимости от индивидуальных потребностей и актуальной ситуации выпускника разрабатывается план постинтернатного сопровождения, который нацелен на формирование и развитие навыков, необходимых для независимого самостоятельного проживания и социальной адаптации.

Очень важно, чтобы в процессе сопровождения мотивация выпускника поменялась с возможности реализации рентных установок на возможность самореализации и самоактуализации.

Приложение: Форма индивидуального плана постинтернатного сопровождения