Салтыкова Ирина Юрьевна

Должность: Педагог-психолог

Образование:  ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, факультет педагогики и психологии, детская практическая психология, 2003

Общий стаж работы по профессии:  13,5 лет

Стаж педагогической работы в организации: 6 лет

Карьера: 

1. МУ «ЦИОМСИ»,  главный специалист подразделения, психолог – консультант 2006 – 2014 г.г.

2. ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат №6», педагог-психолог с  2014 г. по настоящее время

Категория: 1 квалификационная категория

Особенности профессиональной деятельности:

– системность, целостность, индивидуальный подход, ориентация на личность ребенка.

-Использование ИКТ, здоровьесберегающих, арт-терапевтических, игровых технологий на занятиях с детьми с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Используемые образовательные технологии

Используемые современные образовательные технологии Цель использования технологии Результат применения технологии
Здоровьесберегающие технологии Обеспечение школьникам возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни Использование здоровьесберегающих технологий позволяет стабилизировать функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление переутомления.
Информационные технологии Основной целью применения информационных технологий является повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования. Применение информационных технологий позволяет разнообразить виды учебной деятельности на уроке, дает возможности для профессионального роста учителя, открывает творческие возможности по подбору и использованию дидактического материала, позволяет использовать на уроке современные технические средства.
Игровые технологии Повышение познавательного интереса на фоне эмоционального подъема, стимулирование детей к учебному процессу. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Происходит расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
Технологии уровневой дифференциации Обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта. Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения позволяет обучить каждого на уровне его возможностей. Никто из учащихся не остается без внимания педагога, все выполняют посильную задачу, усваивают материал на доступном уровне.
 Диалоговые технологии Создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой обучающиеся забывают об условиях, мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях. Развитие диалоговой культуры   обучающегося способствует обогащению опыта творческой деятельности, коммуникативной компетентности, толерантных отношений воспитания школьников.
Технологии проблемного обучения Технологии проблемного обучения способствуют приобретению новых знаний, умений и навыков, освоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Технологии дистанционного обучения Успешное освоение образовательных программ вне зависимости от  возможности физического присутствия обучающихся в школе Применение дистанционных технологий в общеобразовательном процессе дает не только вспомогательный материал для обучения, но и возможность отработки пропущенных уроков, а также является способом повышения мотивации к учебной деятельности. 
Арт-терапевтические технологии     Снижение эмоционального напряжения, развитие воображения и формирование эмоционального интеллекта. Устранение страхов и тревожности. Повышение самооценки, уверенности в себе.   Применение арт-терапевтических техник в работе с детьми с ментальными нарушениями способствует  повышению у них адаптационных способностей, формированию уверенности в собственных силах, снятию психоэмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков, умению выражать собственные эмоции и распознавать их, а также развитию творческого потенциала. Способствует творческому самовыражению.
Личностно-ориентированные технологии Максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Технологии личностно-ориентированного обучения повышают результативность обучения каждого ребенка и систему обратной связи, позволяют обучать детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера.

Использование современных образовательных технологий позволяет на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ученику развивать его индивидуальные способности, интерес к предмету, помогает лучше понять и усвоить учебный материал, организовать самостоятельную работу, а самое главное поддерживать мотивацию на оптимальном уровне. Каждое развивающее занятие я выстраиваю так, чтобы эффективно использовать учебное время. Для этого детально продумываю каждый этап занятия. Использую дифференцированные задания, которые позволяют каждому ребенку работать в соответствии с его уровнем развития, темпом и уровнем овладения того или иного навыка. Смена видов деятельности, использование современных технологий позволяют сохранить оптимальную работоспособность. Также данные образовательные технологии позволяют мне достигать результативности в консультативной работе.

Повышение квалификации

1. «ФГОС: организация и методическое сопровождение деятельности педагога-психолога»

2. «Детский дом и школа-интернат: актуальные вопросы организации деятельности»

3. «Профессиональный стандарт педагога-психолога: психологическое сопровождение детей с ОВЗ; с трудностями в обучении, развитии и социальной адаптации»

4. «Актуальные вопросы развития региональной системы образования»

5. «Реализация ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

6. «Оказание психолого-педагогической помощи родителям»

7. «Организация работы со школьниками с тяжелыми множественными нарушениями развития: игра, развитие саморегуляции, обучение»

8. Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика и олигофренопсихология

Проведенные открытые занятия

№ п/п Название мероприятия Тема открытого урока, занятия, мероприятия, мастер – класса и др.
1 Открытое групповое занятие с обучающимися среднего звена «Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности»
2 Открытое групповое занятие с обучающимися среднего звена «Умей владеть собой»  
3 Открытое групповое занятие для детей с легкой степенью умственной отсталости «Время года, весна»  
4 Открытое групповое занятие для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости «Колючий Ежик»  
5 Открытое групповое занятие для детей с легкой степенью умственной отсталости «В гостях у сказки»
6 Открытое занятие в рамках программы психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, «Мы вместе». Мониторинг состояния эмоциональной сферы участников занятий. Включение в работу. Установление позитивного контакта. Влияние привязанности и родительской депривации на дальнейшее состояние формирования личности ребенка.
7 Открытое индивидуальное занятие с обучающимся с тяжелой умственной отсталостью в рамках Декады инклюзивного образования в Ярославской области «Игры с кинетическим песком»
8 Открытое занятие в рамках программы психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, «Мы вместе». Занятие с применением арт-терапевтических техник «Архетип сезонности». Стадии переживания горя.
9 Открытое занятие в рамках программы психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, «Мы вместе». Эмоциональное выгорание. Формирование чувства доверия и поддержки внутри группы участников занятий.
10 Открытое занятие в рамках программы психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, «Мы вместе». Релаксационное занятие в темной сенсорной комнате, направленное на снятие психоэмоционального напряжения. Обучение приемам и методам саморегуляции своего эмоционального состояния.
11 Открытое групповое занятие для детей с легкой степенью умственной отсталости «Зимушка, зима»
12 Открытое занятие в рамках программы психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, «Мы вместе». Повышение уровня родительских компетенций в сфере развития и воспитания детей с ОВЗ и ментальными нарушениями. Восполнение теоретических знаний родителей в сфере возрастной и коррекционной педагогики и психологии.
13 Открытое занятие в рамках программы психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, «Мы вместе». Занятие с применением арт-терапевтических техник «Проекция своего внутреннего состояния». работа с пластилином/тестом.
14 Открытое занятие в рамках программы психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, «Мы вместе». Работа над самооценкой. Выявление трудностей. Коррекция состояний.
15 Мастер-класс в рамках программы психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, «Мы вместе». Мастер-класс по изготовлению дидактических, развивающих, полисенсорных игр и пособий для работы с детьми в домашних условиях.
16 Открытое занятие в рамках программы психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, «Мы вместе». Подведение итогов. Рефлексия. Мониторинг эмоционального состояния родителей после завершения участия в программе «Мы вместе».
Публикации

Вид публикации, название Выходные данные публикации Сайт издательства
Конспект индивидуального  коррекционно-развивающего занятия  «Игры с кинетическим песком» для детей начальной школы с ментальными нарушениями  (умеренная и тяжелая степень умственной отсталости) Материал размещен на официальном сайте ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат №6»   http://интернат6.рф/wp-content/uploads/2018/11/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5.docx
Статья «Работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях школы-интерната» Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей «Взаимодействие: дети, родители, специалисты, общество» Москва 2019  
Статья «Из опыта работы консультационного пункта для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Информационно-методический журнал «Теплый дом» №2 2019  
Статья «Работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях школы-интерната» Сборник «Создание барьерной образовательной среды для детей с ОВЗ. Серия «Инклюзивное образование» Ярославль 2019  
Методические рекомендации для педагогов по работе с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ   Материал размещен на официальном сайте ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат №6»   http://xn--6-7sbolzbuoe.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/03/%D0%905-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9.pdf
Рекомендации для родителей по развитию основных психических процессов у детей Материал размещен на официальном сайте ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат №6»   http://xn--6-7sbolzbuoe.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/04/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9.pdf
Статья «Повышение компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания как результат работы Консультационного пункта»   Материал размещен на официальном сайте ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат №6»   http://интернат6.рф/wp-content/uploads/2019/04/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%98.-%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9.docx  
Статья  «Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»   Материал размещен на официальном сайте ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат №6»   http://xn--6-7sbolzbuoe.xn--p1ai/%d1%81%d0%b0%d0%bb%d1%82%d1%8b%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%b8%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d1%8e%d1%80%d1%8c%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d0%b0/
Конспект коррекционного занятия педагога-психолога для детей с ментальными нарушениями Материал размещен на официальном сайте Инфоурок.ру   https://infourok.ru/konspekt-korrekcionnogo-zanyatiya-pedagoga-psihologa-dlya-detej-s-mentalnymi-narusheniyami-4452525.html
Статья «Песочная терапия, как средство работы с детьми с умственной отсталостью»   Материал размещен на официальном сайте Урок.РФ   https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pesochnaya_terapiya_kak_sredstvo_raboti_s_detmi_s_u_193209.html
Статья «Песочная терапия, как средство работы с детьми с умственной отсталостью»   Материал размещен на официальном сайте Инфоурок.ру   https://infourok.ru/pesochnaya-terapiya-kak-sredstvo-raboty-s-detmi-s-umstvennoj-otstalostyu-4490695.html?is_new
Статья «Песочная терапия, как средство работы с детьми с умственной отсталостью» Материал размещен на официальном сайте МультиУрок   https://multiurok.ru/files/pesochnaia-terapiia-kak-sredstvo-raboty-s-detmi-s.html
Статья «Из опыта работы консультационного пункта для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья» Материал размещен на официальном сайте МультиУрок   https://multiurok.ru/files/iz-opyta-raboty-konsultatsionnogo-punkta-dlia-rod
Статья «Из опыта работы консультационного пункта для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья» Материал размещен на официальном сайте УрокРФ     https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/iz_opita_raboti_konsultatcionnogo_punkta_dlya_rodit_212200.html
Статья «Школа будущего первоклассника» как одна из форм работы с детьми с ментальными нарушениями» Сборник «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья». Электронное издание. Инклюзивное образование. Материалы всероссийской видеоконференции с международным участием в рамках дискуссионной площадки «Педсовет76.РФ» 2020. Материал размещен на сайте ГАУ ДПО ЯО ИРО  


Социальное партнерство

Социальный партнер Результат  
Канистерапия (метод реабилитации со специально обученной собакой) Коррекция эмоционально-волевой сферы, установление контакта с животным.
Волонтёрский отряд студентов Социальная адаптация детей, интеграция в общество, сохранение и укрепление здоровья детей.
Ярославский  зоопарк   Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия детей с ОВЗ с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной их реабилитации.
МОУ ДО ЦДТ «Витязь» Социальная адаптация детей, интеграция в общество. Благодарственное письмо за подготовку участника.
МОУ ДО ЦДТ «Витязь» Социальная адаптация детей, интеграция в общество, сохранение и укрепление здоровья детей.
МОУ ДО ЦДТ «Витязь» Социальная адаптация детей, интеграция в общество. Благодарственное письмо за подготовку участника.
МАУ ДК «Энергетик» Социальная адаптация детей, интеграция в общество. Благодарственное письмо за подготовку участника.
Выступления на научно-практических конференциях, семинарах

Уровень мероприятия Название мероприятия Дата мероприятия Тема выступления
Межрегиональный Семинар для постинтернатных воспитателей, заключивших договор социальной адаптации ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат №6»   24.02.2017 г. «Психолого – педагогичекие трудности адаптационного периода выпускников»
Уровень образовательной организации Семинар: «Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовательных учреждениях»   21.10.16 г. «Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовательных учреждениях»
Уровень образовательной организации Семинар для учителей и воспитателей школы-интернат по проблеме школьной адаптации   09.10.16 г. «Как помочь пятикласснику?»
Уровень образовательной организации Практический семинар для учителей и воспитателей школы-интерната   03.11.16 г. «Особый ребенок»
Региональный   Региональный межведомственный семинар «технологии разрешения конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних в семье и социуме». Участник секции «Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних через формирование здоровой картины мира с помощью инновационных развивающих технологий»     9.12. 2016 г. Сертификат участника
Уровень образовательной организации Практический семинар для педагогов 14.12.17 г. «Конфликты: взрослые и дети (учитель-ученик)»
Межрегиональный   Межрегиональная научно-практическая конференция «Воспитание личности в условиях современной России: от ценностных оснований к практике повседневности» 23 – 24 марта 2017 г. Сертификат участника
Международный   Международный форум «Евразийский образовательный диалог» 25-26 апреля 2017 г. Сертификат участника  
Региональный   Итоговая конференция ГАУ ДПО ЯО ИРО «Актуальные вопросы развития образования в Ярославской области: итоги 2017 года» в мероприятии за пределами ИРО. «Средства альтернативной и дополнительной коммуникации для неговорящих детей с УО и РАС с использованием системы PECS» 13.12.2017 г. Сертификат участника
Уровень образовательной организации Педагогический совет «Особенности обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 01.02.2018 «Особенности развития и поведения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»
Уровень образовательной организации Педагогический совет «Актуальные вопросы развития системы образования» 30.08.2018 Тема: «Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ»
Региональный   Информационно-методический семинар «Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития» 23.10.2018 г. Тема: «Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, как одно из основных направлений работы педагога-психолога»
Уровень образовательной организации Педагогический совет «Организация взаимодействия школы и семьи как условие обеспечения планируемых образовательных результатов» 31.01.2019 Тема: «Повышение компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания как результат работы консультационного пункта»
Федеральный Семинар для тех, кто связан с детьми с ОВЗ. АНО ДПО «ОЦ Каменный город» 11.02.2019-18.02.2019 г. Сертификат участника  
Международный   73-я Международная научная конференция Чтения Ушинского 5 – 6 марта 2019 г. Сертификат участника
Межрегиональный   Семинар в рамках курсов повышения квалификации «Оказание психолого-педагогической помощи родителям» 21.05.2019 г. Тема: «Повышение компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания как результат работы Консультационного пункта»
Уровень образовательной организации Педагогический совет «Анализ работы за 2018-2019. Планирование работы на 2019 – 2020 учебный год» 6.06. 2019 Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»
Международный   «Научно-практическая конференция XIV Международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «В кругу семьи» 7.07.2019-13.07.2019  г.   Сертификат участника
Региональный   Вебинар по проекту «Поддержка семей, имеющих детей»  20.09.2019 Сертификат участника
Уровень образовательной организации Педагогический совет «Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 14.11.2019 Тема: «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью, РАС, ТМНР»
Межрегиональный Семинар в рамках курсов повышения квалификации «Оказание психолого-педагогической помощи родителям».  (Стажировочная площадка ППК ГАУ «Институт развития образования») 15.11.2019 Тема: «Повышение компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания как результат работы Консультационного пункта»
Межрегиональный     Семинар в рамках курсов повышения квалификации «Оказание психолого-педагогической помощи родителям».  (Стажировочная площадка ППК ГАУ «Институт развития образования») 12.12.2019 Тема: «Повышение компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания как результат работы Консультационного пункта»
Уровень образовательной организации Педагогический совет «Внедрение ФГОС. Образование обучающихся с умственной отсталостью в 10-х классах. Обобщение опыта организации и реализации образовательного процесса» 13.03.2020 Тема: «Адаптация обучающихся десятиклассников к новому учебному заведению. Трудности, возникающие во время адаптационного периода»
Региональный Вебинар «Создание полисенсорной развивающей среды в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» 2.06.2020 Тема: «Полисенсорные игры как средство развития детей с ментальными нарушениями»
Межрегиональный Вебинар «Игры на развитие внимания с детьми с ОВЗ» 19.09.2020 Участник
Межрегиональный Вебинар «Развитие коммуникативных навыков для детей с ОВЗ» 24.09.2020 Участник
Региональный   Вебинар «Современная семья: формирование пространства уважения, понимания, любви» 22.10.2020 Тема: «Организация сотрудничества специалистов ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат №6» с родителями. Работа в рамках консультационного пункта»

С целью повышения своего профессионального уровня, я активно и охотно принимаю участие в региональных, муниципальных, межрегиональных научно-практических конференциях, семинарах, марафонах, как в качестве выступающего, так и в качестве слушателя.  Также с удовольствием делюсь опытом со своими коллегами, выступая на педагогических советах учреждения.

В выступлениях на конференциях, семинарах, педагогических советах использую мультимедийные технологии, которые ярко иллюстрируют тему через визуализацию, что позволяет удерживать внимание слушателей.

Полученные мною знания важны и необходимы для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Название Всероссийского конкурса профессионального мастерства Год участия   Результат участия
Всероссийская олимпиада «Педагогический успех» в номинации: «психолого-педагогическая компетентность педагога в соответствии в ФГОС» 2020 Победитель, 1 место Диплом № 2396329
Всероссийская олимпиада «Педагогический успех» в номинации: «Этнопедагогика и этнопсихология» 2020 Победитель, 1 место Диплом № 2410160