Хазова Дарья Константиновна

Должность: Педагог-психолог

Образование: ГОУ ВПО ЯРГУ им. П.Г. Демидова, факультет психологии. Специальность – Психолог. Преподаватель психологии, Специализация – клиническая психология. Год окончания – 2007г.

Общий стаж работы по профессии: 12 лет

Стаж педагогической работы в организации: 6 лет

Карьера:

1. МУ «ЦИОМСИ», главный специалист подразделения, психолог – консультант, 2007 – 2008 г.г.

2. МОУ Центр «Доверие», педагог-психолог, 2008 – 2014

3. ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат №6», педагог-психолог с 2014 г. по настоящее время

Категория: высшая квалификационная категория

Особенности профессиональной деятельности:

– системность, целостность, индивидуальный подход, ориентация на личность ребенка.

-Использование ИКТ, здоровьесберегающих, арт-терапевтических, игровых технологий на занятиях с детьми с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Используемые образовательные технологии

Используемые современные образовательные технологии Цель использования технологии Результат применения технологии
ИКТ: Использование компьютерной психодиагностики Экономия времени. Данный инструментарий позволяет адекватно изучать различные сферы личности (интеллектуально-когнитивную, мотивационно-личностную, а также сферу межличностных отношений у старших школьников). Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, экономит время, а также позволяет максимально быстро обрабатывать результаты диагностики.
Использование специальных программ для подготовки презентаций. Сделать подачу материала более наглядным и доступным. Выступления на методических объединениях, родительских собраниях становятся интереснее. Можно представить табличную информацию, диаграммы или видеослайды. У детей, при просмотре визуального материала, лучше идет процесс запоминания, такая подача материала позволяет дольше удерживать внимание детей.
Использование компьютера для  разработки и ведения документации Разработка и оформление психологических программ, отчетной и текущей документации. Ведение психологических паспортов детей. Экономия времени. Возможность сравнения результатов своей работы в динамике. Наглядность при написании отчетов и аналитических справок.
Интернет – как возможность широкого использования информационных ресурсов Подготовка к занятиям, консультациям, педагогическим советам. Саморазвитие. Возможность профессионального роста и самообразования. Возможность выкладывать материалы для родителей на сайт. Экономия времени, не нужно искать информацию в книжках и статьях. Подготовка проходит более эффективно и результативно. Ознакомление с последними разработками в области психологии. Быстрый поиск и отбор информации по различным интересующим темам. Быстрый поиск необходимого диагностического инструментария. Ознакомление родителей с деятельностью педагога-психолога через публикации на сайте учреждения.
Здоровьесберегающие технологии: (Беседы, занятия, консультации о ценности здоровья; Реализация групповых и индивидуальных программ, направленных на поддержание здоровья и противодействию употребления ПАВ) Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Формирование установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, профилактика табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков, токсических веществ, заболеваний, передающихся половым путем, школьного и дорожного травматизма. Мероприятия, занятия, консультации и беседы на тему здоровья помогают формировать ответственное и бережное отношение к состоянию своего здоровья.
Арт-терапия (работа с мандалами, разукрашивание фигур из фракталов, рисование на заданную тему, коллажирование) Гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С помощью арт-терапии можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции, в том числе подавляемые и неосознаваемые. Снятие эмоционального напряжения и стресса, релаксация. Социально приемлемый выход агрессии и других негативных чувств. Проработка подавленных мыслей и чувств. Концентрация внимания на мыслях и чувствах. Развитие творческих способностей и повышение самооценки.
Сказкотерапия Зинкевич-Евстигнеева Игры в сказкотерапии Работа с пластилином   Снижение напряжения, снижение страхов, развитие воображения, отработка проблемы ребёнка через сказочный образ, наглядное иллюстрирование происходящего во взаимоотношениях, передача опыта через образные истории Коррекция агрессивного поведения, гиперактивности, страхов, отработка травматичного опыта.
Метод релаксации (комната психологической разгрузки): использование цвето-терапии, звукотерапии, музыкотерапии (релаксация с помощью звуков и музыки) Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья детей и взрослых Развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания); повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям; психоэмоциональная разгрузка, достижение душевного равновесия; коррекция психоэмоционального состояния (состояний агрессивности, тревожности, мышечных зажимов, освоение приёмов самораслабления).
Личностно-ориентированные технологии (тренинги для педагогического коллектива) Создание условий для полноценного развития следующих функций человека: способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование образа “Я”; ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”); автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).   Раскрытие и развитие индивидуальности педагогов, активизацию и реализацию их потенциала, оптимизацию взаимоотношений всех участников профессионально-образовательного процесса. Профессиональное развитие личности. Формирование профессиональных знаний, умений, навыков и повышение профессиональной компетентности.  
Песочная терапия (применение светового песочного стола и кинетического песка),   Снижение эмоционального напряжения, развитие воображения и формирование эмоционального интеллекта. Устранение страхов и тревожности. Повышение самооценки, уверенности в себе.   Применение песочной терапии в работе с воспитанниками способствует формированию у них уверенности в собственных силах, снятию психоэмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков, умению выражать собственные эмоции и распознавать их, а также развитию творческого потенциала. Способствует развитию познаватльных функций, тактильной чувствительности, мелкой моторики, речи.  
Игровая терапия Развитие и гармонизация личности ребенка, улучшение психологического климата в коллективе и семье через создание ситуаций успешности и комфортности. Коррекция речевых нарушений. Данная технология решает целый спектр задач, включая психокоррекцию и психопрофилактику. Индивидуальные и групповые техники, предполагающие использование кукол, основанные на активной работе воображения, помогают гармонизировать личность ребенка. Игры в жизни детей выполняют как развлекательную, так и терапевтическую, коррекционную.
ТРИЗ технологии – теория решения изобретательских задач. Развитие мышления, воображения, эмоций, развитие связной речи. Научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов и противоречий окружающего мира. Применение элементов данной технологии помогает развивать практически все психические процессы.
Танцевальная терапия, Телесная терапия, Дыхательная гимнастика Гимнастика для глаз,   Снятия мышечных зажимов. Улучшения телесного и душевного самочувствия, расслабление, саморегуляция.   Используемые методики помогают снять психоэмоциональное напряжение, вывести ребенка из стрессового состояния, расслабить. Использование танцевальных движений или имитация под музыку снимает телесные зажимы, помогает обрести уверенность в себе, поднимает тонус и настроение.
Когнитивно-поведенческая терапия Осознание влияния мыслей на эмоции и поведение. Выявление негативных автоматических мыслей и наблюдение за ними. Исследование негативных автоматических мыслей и аргументов, поддерживающих и опровергающих их («за» и «против»). Замена ошибочных когниций на более рациональные мысли. Обнаружение и изменение дезадаптивных убеждений, формирующих благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок. Используется при работе с родителями и специалистами. Помогает выявить глубинные убеждения, касающиеся детей с особенностью, переработать их с целью большего принятия ребенка, улучшить с ним контакт, снизить стресс и фрустрацию.

Специфика моей работы состоит в том, что я должна владеть различными технологиями, в том числе методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать. Невозможно представить себе работу без использования информационных технологий, которые помогают существенно экономить время, качественно подбирать материалы для диагностики и занятий, готовить интересные программы, наглядные презентации, заниматься саморазвитием и быть в курсе последний событий из мира психологии. Также моя работа как психолога в коррекционном учебном заведении невозможна без владения здоровьесберегающими и арт-терапевтическими технологиями во всем их многообразии. Только ориентация на личность ребенка, забота о его комфорте и развитии, комплексное применение в работе всех доступных методов и техник может дать заметные положительные результаты работы. Применение всех вышеперечисленных технологий помогает мне из года в год успешно решать появляющиеся психологические задачи.

Повышение квалификации

№ п/п Название курсов повышения квалификации, стажировки Название организации, осуществляющей повышение квалификации Сроки
прохождения
Название и № документа (заполняется при завершении обучения) Количество часов  
1 Практическая конференция «Лучшие практики работы специалистов с подростками-сиротами в госучреждениях и приемных семьях для повышения качества жизни молодых людей» Благотворительный фонд содействия семейному устройству детей-сирот «Измени одну жизнь» г. Москва 19 – 21 сентября 2016 Сертификат участника  
2 «Сложные случаи в сопровождении принимающих семей и работа с угрозой вторичного отказа» «Институт развития семейного устройства» г. Москва 28.11.2016 – 31.01.2017 Свидетельство 48 ч.
3 «Работа с кровными семьями в рамках профилактики социального сиротства» «Институт развития семейного устройства» г. Москва 13 – 17 марта 2017 Свидетельство 48 ч.
4 Межрегиональная научно-практическая конференция «Воспитание личности в условиях современной России: от ценностных оснований к практике повседневности» МБУ «Методический центр в системе образования» г. Иваново 23 – 24 марта 2017 Сертификат участника  
5 «Детский дом и школа-интернат: актуальные вопросы организации деятельности» ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» 4 – 14 апреля 2017 Удостоверение о повышении квалификации. Регистрационный номер 3297 18 ч.
6 Международный форум «Евразийский образовательный диалог» ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» 25 – 26 апреля 2017 Сертификат участника  
7 I международная научно-практическая конференция «Современные технологии поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию» ЧУЩЩ «Международная лингвистическая школа» г. Москва Апрель 2017 Сертификат участника  
8 «Социально-педагогические технологии работы с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей» ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» 12 – 28 сентября 2018 Удостоверение о повышении квалификации. Регистрационный номер 5953 24 ч
9 «Онлайн-марафон для тех, кто связан с детьми с ОВЗ» АНО ДПО «ОЦ Каменный город» 11 – 15 февраля 2019 Сертификат участника  
10 Информационно-методический модуль «Проблема насилия в отношении женщин в семье: профилактика и оказание помощи» Межрегиональная общественная организация поддержки семьи, материнства и детства  «Врачи детям» 9 –  29 сентября 2019 Сертификат  
11 Цикл обучающих вебинаров «Терапия принятия и ответственности (Acceptance and Commitment Therapy, ACT), базовый курс» Объединение контекстуально-поведенческих специалистов «ВКонтексте» 20.02. – 09.04.2020 Сертификат 16 ч
12 Стажировка «Деятельность психолого-педагогического консилиума образовательной организации» ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» 13 – 15 мая 2020 Удостоверение о повышении квалификации. Регистрационный номер 3169 16 ч
13 Программа повышения квалификации «Современная когнитивно-поведенческая психотерапия» Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского г. Санкт-Петербург 15.06. – 17.10.2020 Удостоверение о повышении квалификации. Регистрационный номер С20-1893 144 ч.
Участие в деятельности научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров

Уровень мероприятия Название мероприятия Дата мероприятия Тема выступления
Уровень образовательной организации Педагогический совет «Анализ готовности коллектива к работе по ФГОС для детей с ОВЗ» 30.05.2016 Выступление по опыту прохождения курсов повышения квалификации по теме: «Реализация ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»
Уровень образовательной организации Семинар для учителей и воспитателей по проблеме школьной адаптации 09.10.2016 г. «Как помочь пятикласснику?».
Уровень образовательной организации Практический семинар для учителей и воспитателей школы-интерната 03.11.2016 г. «Особый ребенок».
Межрегиональный Семинар для постинтернатных воспитателей, заключивших договор социальной адаптации 24.02.2017 г. «Психолого – педагогичекие трудности адаптационного периода выпускников»
Межрегиональный Методическое объединение служб сопровождения опекунов и попечителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 30.05.2017 «Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Уровень образовательной организации Практический семинар для педагогов 14.12.2017 г. «Конфликты: взрослые и дети (учитель-ученик)»
Уровень образовательной организации Педагогический совет «Особенности обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 01.02.2018 «Особенности развития и поведения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»
Уровень образовательной организации Педагогический совет «Актуальные вопросы развития системы образования» 30.08.2018 Тема: «Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ»
Региональный   Информационно-методический семинар «Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития» 23.10.2018 г. Тема: «Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, как одно из основных направлений работы педагога-психолога»
Уровень образовательной организации Педагогический совет «Организация взаимодействия школы и семьи как условие обеспечения планируемых образовательных результатов» 31.01.2019 Тема: «Повышение компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания как результат работы консультационного пункта»
Уровень образовательной организации Педагогический совет 06.06.2019   «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»
Уровень образовательной организации Педагогический совет «Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 14.11.2019 Тема: «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью, РАС, ТМНР»
Уровень образовательной организации Педагогический совет «Внедрение ФГОС. Образование обучающихся с умственной отсталостью в 10-х классах. Обобщение опыта организации и реализации образовательного процесса» 13.03.2020 Тема: «Адаптация обучающихся десятиклассников к новому учебному заведению. Трудности, возникающие во время адаптационного периода»
Уровень образовательной организации Педагогический совет 31.08.2020   «Результаты работы за 2019-2020 учебный год. План работы психологической службы на 2020 – 2021 учебный год»